Глобальный рынок ягод: кто наш клиент?

Каков мировой рынок ягод и какое место в нем занимает Украина? На какие тенденции должны обращать внимание производители, чтобы успешно продавать свою продукцию на внутреннем рынке и на экспорт? Ответам на эти вопросы посвятила свое выступление на Втором международном форуме «Ягодоводство и кооперация» президент Ассоциации «Ягодоводство Украины» Ирина Кухтиной.

Среди ягодников начинающих существует оптимистический стереотип о том, что достаточно посадить ягоды, чтобы с первым же урожаем выйти на экспорт. Впрочем для выхода на международный рынок недостаточно просто вырастить ягоду. Нужно еще и выполнять условия этого рынка, а значит – понимать его требования и быть в курсе тенденций.

Мировой рынок ягод является молодым. Если дикие ягоды входили в рацион людей на протяжении веков, то цивилизованный рынок культивируемой ягоды, выращенной в промышленных насаждениях появился не так давно. Сейчас мы живем в мире, в котором единственное, что является постоянным – это изменения. В том числе изменения в отношении к жизни людей по всему миру. Поведение и ценности потребителя меняются чрезвычайно быстро и это сказывается на рынке. Именно благодаря этим изменениям ягодники сейчас находятся в выигрышном положении для развития своего бизнеса. Пояснюеиться это рядом условий:

Потребители переоценивают свои ценности. Если раньше, покупая еду, для людей было важно только то, чтобы она была свежей, вкусной и чтобы она была достаточно. Сейчас этим критериям отбора прибавилось много других. Потребители все больше обращают внимание на то, является ли продукт полезным для здоровья, или богатый он витаминами и другие питательные вещества, имеет ли он определенные «супер-функции» (как стимулирование мозговой деятельности и т.д.). Именно поэтому ягоды прекрасно попадают в потребительский тренд стремление к здоровому питанию.
Потребительские тренды формируются в Интернете. Фотографии еды в соцсетях стали обычным делом. Интернет-блоггеры, стремясь создавать яркую картинку своей жизни, выводят некоторые продукты на новый уровень спроса. Ягоды, как супер-фуд (к тому же, фотогеничный), в том числе.
Урабанизация общества. Люди покидают сельскую местность и переезжают в большие города. Соответственно, растут их доходы (а вместе с ними и требования), а также формируются новые пищевые привычки.
Ответственность производителя. Для современного покупателя все более важным становится знание происхождения продукции и уверенность в том, что ее производитель несет ответственность в отношении безопасности и качества. В глобальном смысле это касается не только непосредственно, продукции, но и упаковки и даже организации внутренних процессов в компании. Европейские покупатели сегодня отказываются покупать продукцию, если где-то следует информация о нарушениях производителем норм труда.
Увеличение спроса на брендированную продукцию. Этот тренд является логическим следствием предыдущего – ведь, покупая брендовую, а не без именную  продукцию, потребитель доплачивает за то, чтобы быть спокойным за ее происхождения.

Общий рынок фруктов и место ягод в нем
В мире ежегодно производится около 800 000 000 тонн фруктов. Из них 150 000 000 тонн – бананы. Объем производства ягод составляет 13000000 тонн в год. Из них 9000000 тонн составляет клубника садовая. Основными производителями фруктов в мире являются Китай, Индия, Бразилия, США, Турция и Мексика.

Фруктовый и ягодный рынок является чрезвычайно динамичным. Развивается он очень быстро. Объемы производства и продажи фруктов за последние 10-12 лет увеличились в разы.

Крупнейшие экспортеры мира